Красивая метафора.
К стихам особенно применима – зыбкое дыхание, всхлип, стон, какофония
окружающего мира, затаенная мысль и углубленная внутренняя тишина.
Не каждому удается, хотя, казалось бы, чего проще – писать, как дышать,
ан нет, часто слышна в стихах тяжелая работа, ремесленничество – стихи
лепятся из глины, высекаются из камня. Есть и форма, и содержание,
но нет главного – вдоха и выдоха, аритмии и тахикардии, озноба от
повышенной температуры, когда зуб на зуб не попадает, легкого головокружения,
как легкого опьянения, и тяжелого морока, рокового, гибельного.
Не надо быть специалистом ни в какой области – ни медиком, ни стихотворцем,
ни даже литературоведом, чтобы все это понять. Или, может быть, точнее
– почувствовать. Субстанция тонкая, неуловимая, как эфир. А все же
почувствовать можно. Импульс рождается между строк, между буквами
и словами, в том пространстве, где душа поэта блуждает, страдает и
ищет свою звезду:
Я иду одна
в пустом пространстве…
Оборачиваться нет нужды…
Как давно я в бездне этих странствий! –
Мне б добраться до своей звезды!
В стихах Людмилы
Осокиной проникновенно звучат обычные человеческие переживания:
Кто знает, зачем я плачу?
Бегут так поспешно слезы,
А я все сижу, сутулясь,
И думаю ни о чем.
Или:
Идет
и прячется в тени домов прохожий,
Он жмется улицей как раб убогий Божий.
Мне грустно стало что-то, ну и что же? –
Ведь это всего-навсего прохожий.
Ранимая душа откликается болью на одиночество и неприкаянность чужого
человека, «всего-навсего прохожего».
Людмила Осокина никого не учит, ничего не объясняет, признается, не
боясь повторов, будто медитирует наедине с собой и с Космосом: Я –
странница… – // Бреду по пустырю чужой души… – // Я иду одна в пустом
пространстве…
Душа сосредоточенно прислушивается не только к себе, не только, ей
важно понять: О чем думает дождь, нахлестывающий по крышам? – // Зачем
так спешит ночь покрыть все холодной мглою? – // Куда нас ведет путь,
стрелою вонзившийся в небо?
Куда ведет путь – вопрос не праздный. Главный вопрос. И даже если
нет на него ответа, задать его себе – может лишь душевно зрелый человек.
Стихи Людмилы Осокиной прозрачны, непритязательны, звучат негромко,
сокровенно, без всякой зауми, рисовки, игры и заигрывания с читателем.
Им веришь, в них входишь и изнутри слышишь спешащие куда-то капли
дождя, видишь «в сумерках густых// нарциссов снежно-белый танец»,
и как «лица превращаются вдруг в лики». Правда, превращаются. Только
не каждому дано это увидеть. А ей дано. И что-то вдруг переворачивается
внутри или вокруг, происходит какой-то едва уловимый сдвиг и оказывается,
что это и твой мир, твои тревоги, слезы, твое отчаяние и твоя надежда.
И может, правда,
Забыв о суете на этом свете,
Становимся как гении – велики!
Может, Людмила Осокина это не придумала, может, так и есть.
|